далее       назад       начало главы       оглавление        вся глава в .txt

Глава 6 - В РОССИЙСКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

В России 60-70-х годов XIX в. при широкой поступи реформ -не было ни экономических, ни социальных оснований для интенсивного революционного движения. Но именно при Александре II, от самого начала его освободительных шагов, - оно и началось, скороспелым плодом идеологии: в 1861 - студенческие волнения в Петербурге, в 1862 - буйные пожары от поджогов там же и кровожадная прокламация "Молодой России", а в 1866-выстрел Каракозова, начало террористической эры на полвека вперёд.

И именно же при Александре II, когда столь ослаблены были ограничения еврейской жизни в России, - начинают встречаться еврейские имена среди революционеров. Ни в кружках Станкевича, Герцена-Огарёва, ни среди петрашевцев ещё не было ни одного еврея. (Мы не касаемся Польши.) Но в петербургских студенческих волнениях 1861 уже встречаем Михоэласа, Утина и Гена. Утина же мы затем видим в кружке у Нечаева.

Участие евреев в российском революционном движении требует нашего внимания, ибо радикальная революционность стала растущей стезёй активности среди еврейской молодёжи. Еврейское революционное движение стало качественно важной составляющей революционности общерусской. Количественное соотношение русских и еврейских революционеров в разные годы - впечатляет. Хотя если речь на последующих страницах идёт преимущественно о евреях - то это лишь по кругу нашего обозрения, а не означает, разумеется, что среди русских не было многих и важных революционеров.

В общем, до начала 70-х годов к революционному движению примкнуло весьма малое число евреев, и на второстепенных ролях. (Во многом и от того, что евреев ещё и мало было среди студентов.) Характерно, что, например, Лев Дейч в свои 10 лет в 1866 был возмущён выстрелом Каракозова, себя же ощущал "патриотом". - В русский нигилизм 60-х годов евреи тоже не внесли ведущего вклада, хотя, по своему рационализму, легко и охотно его усваивали.

213

"В среде еврейской учащейся молодёжи нигилизм сыграл ещё более благотворную роль, чем в христианской"1.

Но уже в начале 70-х важную роль для российского революционного движения начал играть кружок молодых евреев в Вильне, вокруг виленского раввинского училища. (Среди них цитируемый нами в дальнейшем В. Иохельсон, будущий видный террорист А. Зунделевич - оба успешно учились, считались уже раввинистами; будущий издатель венской "Правды" А-Либерман, а также Анна Эпштейн, Максим Ромм, Финкелыптейн.) Кружок важный тем, что он был тесно и успешно связан с еврейскими же контрабандистами, и так текла через границу нелегальная литература и сами нелегалы2.

В 1868 после гимназии поступил в Медико-Хирургическую (позже Военно-Медицинскую) Академию Марк Натансон - с тех пор крупнейший революционный организатор и революционная фигура первого ряда. Вскоре с курсисткой Ольгой Шлейснер (Тихомиров называет её "второй Софьей Перовской", а по времени-то она была первая), своей затем женой, положил основание системе "образовательных", то есть пропагандистских, кружков ("подготовительная, культурно-революционная работа среди интеллигентной молодёжи"3) по нескольким крупным городам. (Эти кружки несправедливо получили кличку "чайковцев", по второстепенному участнику их Н.В.Чайковскому.) От кружка Нечаева Натансон сразу резко отмежевался (не поколебавшись потом изложить эти взгляды и следователю). В 1872 он поехал в Цюрих к Петру Лаврову (главному наставнику "течения мирной пропаганды", а не бунта), чтобы основать там постоянный революционный орган. В том же году получил недальнюю ссылку в Шенкурск, но, ходатайством тестя, отца Ольги Шлейснер, был переведен под Воронеж, затем в Финляндию - и снова свободен в Петер-

1 Л.Дейч. Роль евреев в русском революционном движении. Т. 1. 2-е изд.. М.; Л.: ГИЗ, 1925, с. 18, 20-22.

а Д. Шуб. Евреи в русской революции // Еврейский мир: Сб. II (далее - Ем-2). Нью-Йорк: Союз русских евреев в Нью-Йорке, 1944, с. 126-128; Ю.Гессен. История еврейского народа в России: В 2-х т. Т. 2, Л., 1927, с. 213.

3 О.В.Аптекман. Две дорогие тени // Былое: Журнал, посвященный истории освободительного движения. М., 1921, № 16,с.9.

214

бурге. Здесь застал уныние, развал, бездействие. Объезжал и сплачивал, связывал между собой разрозненные группы - и так основал первую "Землю и Волю" (мало известна, заслонена второю). Ездил и в Западную Европу; для укрепления организации доставал и использовал сотни тысяч рублей.

Натансон, из главных организаторов русского народничества, - самый выдающийся революционер первой половины 70-х годов. В окружении Натансона появился и многоизвестный потом Лев Дейч, а крепчайший народоволец Александр Михайлов считал себя учеником "Марка Мудрого". Натансон лично знал многих революционеров. Он был - не оратор, не писатель, он - организатор, обладал удивительным качеством: его как будто совсем не интересовали взгляды, идеология, он ни с кем не вступал ни в какие теоретические споры, был в мире со всеми направлениями (кроме крайних ткачёвцев, предшественников Ленина), каждого вставлял в организацию соответственно его способностям и на что он может пригодиться. В годы непримиримых разногласий между бакунистами и лавристами Натансон предлагал прекратить "спор о музыке будущего", а заняться реальными потребностями борьбы. -Летом 1876 он устроил сенсационный побег Петра Кропоткина из военного госпиталя на рысаке "Варваре" (ещё не раз потом знаменитом). В декабре того же года задумал и состроил первый публичный митинг у Казанского собора (по выходе с литургии в день Николая Угодника), куда революционеры все и собрались, - митинг с первой знаменитой речью Георгия Плеханова и первым развёрнутым (Фелицией Шеф-тель) красным знаменем: "Земля и Воля". Однако в 1877 Натансон был арестован и после трёх лет тюрьмы надолго заслан в якутскую ссылку, устранён от прямых революционных дел до 18904.

В кружке "чайковцев" было сколько-то евреев - как в петербургском, так и в московском, киевском, одесском филиалах. (В киевском, в том числе: уже упомянутый П.Б. Аксельрод, будущий издатель и датский дипломат Григорий Гуревич, будущие профессора Семён Лурье и Лейзер Ле-венталь, его брат Нахман Левенталь, две сестры Каминер.) А первый нигилистический кружок Л.Дейча в Киеве "со-

4 Дейч, с.97.108,164.169-174,196.

215

стоя[л] исключительно из еврейской учащейся молодёжи" в. - После демонстрации на Казанской площади под судом было три еврея (но не сам Натансон). - По московскому "процессу 50-ти" летом 1877 проходило несколько евреек, агитировавших среди фабричных рабочих. - А в "процессе 193-х" было 13 подсудимых-евреев.-Среди первых народников ещё можно выделить Иосифа Аптекмана и Александра Хотинского, немаловажных членов в.

Натансону же принадлежала идея, чтобы революционеры оседали в народе (крестьянском) и становились бы его мирскими вожаками. Это, знаменитое с тех пор, "хождение в народ" началось с 1873, с кружка "долгушинцев" (Долгушин, Дмоховский, Гамов и др.), где евреев вовсе не было. ^ Затем - "пошли в народ" и евреи. (Тоже и наоборот: в Одессе П.Аксельрод пытался привлечь Желябова к тайной революционной организации, а тот отклонил: он был ещб [ "культуртрегер" тогда.) - В середине 70-х годов таких "народников" было всего полтора-два десятка, и почти все - не бакунисты, а лавристы. (Только крайние зажигались призывами Бакунина к бунтарству. Таким был Дейч, который вместе со Стефановичем поднимал "чигиринский бунт", обманув крестьян, что царь, окружённый врагами, велел передать народу: свергать эти все власти, захватывать земли и ставить вольный строй.)

Интересно отметить, что почти никто из еврейских революционеров тех десятилетий не пошёл в революцию от нищеты и бедности, большинство - из зажиточных семей. ! (В трёх биографических томах Российской Еврейской Энциклопедии немало таких примеров.) Только Павел Аксель-род был из совсем бедной семьи и, как уже упомянуто, послан кагалом в казённое училище лишь для отбытия неизбежной развёрстки. (А затем уже естественно подался в мо-гилёвскую гимназию, потом в нежинский лицей.) Из зажиточных купеческих семей происходили Натансон, Лев Дейч, Иосиф Аптекман (в роду его - много талмудистов. знатоков Закона, как и все дяди его); А. Хотинский, Г. Гуре-вич, Семён Лурье (семья его считалась даже "среди евреев... "аристократами"", и "маленького Шимона тоже предназначали в раввины", но под влиянием волны просветительства его отец Герц Лурье отдал сына в гимназию: пусть станет

8 Дейч, с. 20, 130, 139. в Там же. с. 33, 86-88, 185.

216

профессором); первая итальянская марксистка Анна Ро-зенштейн (с детства окружена гувернантками, иностранными языками), трагические Моисей Рабинович и Бети Каменская, Фелиция Шефтель, чернопеределец Иосиф Гецов, и многие другие. - Ещё и Христина (Хася) Гринберг, "из ортодоксальной зажиточной купеческой семьи", в 1880 "примкнула к "Народной воле"... была хозяйкой конспиративной квартиры; участвовала в подготовке покушений на императора Александра II, в 1882 - хозяйка подпольной динамитной мастерской", впрочем, отделалась только ссылкой7. - Не из бедной семьи была и Фанни Морейнис, также "участница подготовки покушений на Александра II", отбыла 2 года каторги в Карийской тюрьме8. Были - из раввинских семей, как будущий доктор философии Любовь Аксельрод ("Ортодокс"), Ида Аксельрод. - Или из мещан, но достаточно состоятельных, когда сына отдают в гимназию, - как Айзик Арончик (после реального училища он поступил в петербургский институт инженеров путей сообщения, но затем покинул его для революционной работы), Александр Бибергаль, Владимир Богораз, Лазарь Гольденберг, братья Левентали. - Нередко мелькает в биографиях и привилегированная Военно-Медицинская Академия -у Натансона, Бибергаля, будущего антиреволюционера Исаака Павловского, М.Рабиновича, А-Хотинского, Соломона Чудновского, случайно попавшего в эти круги Соломона Аронзона, и других9.

Стало быть, двигала ими не материальная нужда, а сила убеждения.

Небезынтересно, что в еврейских семьях от этого ухода молодых в революцию или редко или вовсе не наблюдался разрыв "отцов и детей". ""Отцы" не слишком нападали на "детей", как это раскалывало тогда христианские семьи". (Хотя Геся Гельфман ушла из ветхозаветной традиционной семьи тайком.) "Евреи-"отцы" часто вовсе не являлись антагонистами... "детей"". Таков был, например. Герц Лурье;

ещё более - киевский доктор Исаак Каминер: вся его семья участвовала в революционном движении 70-х годов, и сам

7 Российская Еврейская Энциклопедия (далее - РЕЭ): 1994 - [2-е продолж. изд., испр. и доп.]. Т. 1, М., 1994, с. 377.

8 РЕЭ, т. 2, с. 309.

9 Дейч, с. 77-79, 85, 89-94, 105-112, 140, 218; Вл.Иохелъсон. Далекое прошлое // Былое, 1918, № 13, с. 54-55.

217

он "в качестве "сочувствующего"... оказал немало услуг" революционерам, женихами трёх его дочерей стали три революционера. (А в 90-е годы - доктор примкнул к сионизму, стал другом Ахад-Гаама.)10

И никак нельзя первым еврейским революционерам 70-х годов XIX века приписывать мотивы исконно антирусские, как это сегодня представляется некоторым в России. Отнюдь.

Началось всё с того же "нигилизма" 60-х годов. "Примкнув в России к "гойскому" просвещению" и зачитываясь русской литературой, "еврейская молодёжь вскоре затем присоединилась также и к наиболее передовому" тогда нигилизму - и тем легче, что прочь от заветов еврейской старины. Даже "фанатик-"ешиботник", погружённый] в изучение талмуда" после "двух-трёх бесед с ним нигилиста" - расставался и с "патриархальными взглядами", и даже с внешностью. - "При незначительном даже прикосновении к "гойской" грамотности", едва "сделана брешь в его [даже набожного еврея] ортодоксальном мировоззрении, он способен идти дальше до самых крайних пределов"11. Эти молодые евреи - тут же сразу и были захвачены всемирными идеалами: как все люди вот станут братья и при одинаковом у всех благосостоянии. Грандиозность задачи: освободить всё человечество от бедности и рабства!

А тут ещё - и русская литература. Павла Аксельрода воспитали в гимназии - Тургенев, Белинский, Добролюбов (а уже потом Лассаль повернул его прямо к революции). Аптекман увлекался Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым (ещё и Боклем). Лазарь Гольд енберг начитался тех же Добролюбова, Чернышевского, Писарева, Некрасова, а Рудин - пленил его тем, что умирает на баррикадах. Соломон Чудновский, большой поклонник Писарева, плакал от его смерти. Из русской литературы вырос и нигилизм Семёна Лурье. Да у многих так шло, не считано и не пересказано.

Но сегодня, за вековым отстоянием, мало кто помнит окраску этого первого в России движения еврейской молодёжи. "На еврейской улице" тогда не было никакого серьёзного политического действия; а на русской - начиналось

10 Дейч, с. 18, 149, 151, 154. ч Там же, с. 17-18.

218

народничество. Так - и "влиться в русское освободительное движение"! И это влитие насколько же было облегчено, увлечено русской литературой и радикальной публицистикой.

А поворот к русскому сопровождался отворотом от еврейского. Среди этих первых еврейских революционеров "у многих сложилось страстно враждебное и презрительное отношение к старому еврейству, как к какой-то паразитической аномалии"13. В 70-х годах "образовались ячейки еврейской радикальной молодёжи, которая во имя идеалов народничества стала также всё более отдаляться от своего народа... стали усиленно ассимилироваться и усваивать "русский национальный дух""14. До середины 70-х годов евреи-социалисты не считали нужным вести агитацию среди соплеменников, имея о них такую мысль: что евреи, ввиду всей их неземледельческой истории, непригодны для усвоения социалистических идей. Своих крестьян - у евреев не было. "Никому из еврейских революционеров в 70-е годы и в голову не могло прийти, что надо работать только для своей национальности". Ясно, что - на господствующем языке и только для русских крестьян. "Для нас... не существовали труженики-евреи. Мы смотрели на них глазами обрусителей: еврей должен вполне ассимилироваться с коренным населением", даже ремесленников считали потенциальными эксплуататорами: ведь у них подмастерья, ученики. Не придавали значения и русским рабочим и ремесленникам как самостоятельному классу - но лишь если делать из них социалистов, тогда через них легче будет работать среди крестьян15.

Отдавшиеся ассимиляции - по самому положению своему и склонялись более всего к радикализму: на новообретенной почве у них не оказывалось прежних прочных консервативных корней.

12 К.Лейтес. Памяти М.А.Кроля // ЕМ-2, с. 410.

13 Б. Фрумкин. Из истории революционного движения среди евреев в 1870-х годах // [Сб.] Соблазн Социализма: Революция в России и евреи / Сост. А. Серебренников. Париж; М.: УМСА-Ргеэв;

Русский Путь, 1995, с. 49.

14 Еврейская Энциклопедия (далее - ЕЭ): В 16-ти т. СПб.: Общество

для Научных Еврейских Изданий и Изд-во Брокгауз-Ефрон,

1906-1913. Т. 3,с. 336. 18 Дейч, с. 56, 67-68.

219

 

"Мы готовились идти в народ и, разумеется, в русский народ. Мы отрицали еврейскую, как и впрочем всякую религию, жаргон считали искусственным языком, а древнееврейский язык - мёртвым... Мы были искренними ассимиляторами и в русском просвещении видели спасение для евреев... Почему же мы стремились работать среди русского народа, а не еврейского? Это объясняется нашим отчуждением от тогдашней духовной культуры русского еврейства и отрицательным отношением к его ортодоксальным и буржуазным руководителям, из среды которых мы... сами вышли... Мы полагали, что освобождение русского народа от власти деспотизма и гнёта владеющих классов приведёт также к политическому и экономическому освобождению всех других народов России и в том числе еврейского. И надо сознаться, что русская литература... привила нам также, в известной степени, представление об еврействе не как о народе, а как о паразитном классе" .

Тут было и чувство долга к великорусскому народу. Была и *тогдашн[яя] вер(а] народников-бунтарей в возможность в близком будущем народного восстания"17. В 70-е годы "еврейская интеллигентная молодёжь... "пошла в народ", в расчёте и своими слабыми руками подтолкнуть крестьянскую революцию в России". Как пишет Аптекман, Натансон, "подобно лермонтовскому Мцыри, "знал одной лишь думы власть, одну (- но] пламенную страсть": этой думой было счастье народа, этой страстью была борьба за его освобождение"19. А сам Аптекман, по описанию Дейча - "крайне физически истощённый, маленького роста, с бледным цветом лица", "с резко выраженными национальными чертами лица", - став фельдшером в селе, проповедовал крестьянам социализм через Евангелие 20.

Этот поворот к опоре на христианство или к использованию его произошёл у первых евреев-народников не без влияния предшествующего кружка долгушинцев, которые

Иохельсон II Былое, 1918, № 13, с. 56-57.

17 Там же. с. 61, 66.

18 Г-Я.Аронсон. В борьбе за гражданские и национальные права:

Общественные течении в русском еврействе // [Сб.] Книга о русском еврействе: От 1860-х годов до Революции 1917г. (далее -КРЕ-1). Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1960, с. 210.

19 Аптеклшн // Былое, 1921, № 16, с. 11-12.

20 Дейч, с. 183-185.

220

прямо писали на перекладинах распятия - "Во имя Христа. Свобода, равенство, братство", и почти у всех у них было в ходу Евангелие. Аптекман пишет о себе: "Я потому и принял христианство - по глубокому моему сердечному движению, по любви моей к Христу"21. (Не спутаем с мотивами Тана-Богораза, который в 80-е годы принял христианство, "чтобы избавиться от стеснений, которыми связывало его еврейское происхождение"33. Или с прямым притворством, как у Дейча, который на агитацию к молоканам пошёл в качестве "истинно-православного".) Но, добавляет Аптекман, "чтобы отдаться народу, совсем не требуется покаяния"; по отношению к русскому народу "покаянного чувства во мне и следа не было. Да и откуда оно могло родиться во мне? Скорее мне, как одному из представителей угнетаемой народности, следовало бы предъявить вексель к уплате, чем самому по какому-то фантастическому займу платить! Не видал я также этого покаянного чувства и у моих товарищей дворян, шедших со мною по одному пути"33.

Заметим, кстати, что мысль о сближении желаемого социализма с историческим христианством бродила тогда у многих русских революционеров - и как высокое самооправдательное сознание, и как удобный практический приём. В.В.Флеровский писал: "У меня постоянно было в уме сравнение между готовящейся к действию молодёжью и первыми христианами". И сразу следующий шаг: "Непрерывно думая об этом, я пришёл к убеждению, что успех можно обеспечить только одним путём - созданием новой религии... Надо научить народ посвящать свои силы только самому себе... Я стремился создать религию братствам, - и молодые последователи Флеровского искали "сделать в этом направлении опыт в народе: как такая религия, без бога и святых, приемлется народом". А последователь его долгушинец Гамов писал ещё прямей: "Нужно выдумать такую религию, которая была бы против царя и правительства... Надо составить катехизис и молитвы в этом духе"24.

2 * О-В. Аптекман. Флеровский-Берви и кружок Долгушина / / Былое, 1922, № 18, с. 63.

22 ЕЭ, т. 4, с. 714.

23 Аптекман // Былое. 1922, № 18, с. 63.

24 Там же*.

221

Есть ещё альтернативное объяснение еврейского рево-люционерства в России. Его разбирает и отклоняет А. Серебренников: "Существует такая точка зрения, что, если бы в ходе реформ 1861-63 годов была разрушена черта оседлости, всё в нашей истории пошло бы по-другому... отмени Александр II черту оседлости - и не было бы Бунда или троцкизма!". Тут он указывает на текший с Запада поток интернационал-социалистичеких идей. "Если бы отмена черты оседлости для них была действительно существенна, вся их борьба только на это и была бы направлена. А они не этим занимались-они мечтали свергнуть царизм!" .

И вот с этою страстью они один за другим, не докончив учения, покидали, даже с 4-го курса, ту Военно-Медицинскую Академию или другие учебные заведения - и шли "в народ". Сам диплом уже считался одиозным: это есть средство эксплуатации народа. Отказывались от будущей карьеры, кто - и рвал с родными. Считалось: "Каждый пропущенный день является, конечно, неисчислимой и преступной потерей для скорейшего осуществления блага и счастья обездоленных масс"26.

А чтобы "идти в народ" - предстояло "опроститься", - и с моральной целью, для самого себя, и с практической:

"чтобы пользоваться доверием народной массы - нужно было проникнуть в неё в виде рабочего или мужика"27. Но, вспоминает Дейч: как идти в народ, чтобы тебя слушали и верили бы в тебя? ведь евреи "выдава[ли] себя сразу, как говором, так наружностью и манерами". А ещё же надо, для подхода, сыпать народными прибаутками! А ещё же надо показать себя умелыми в сельских работах, для городских евреев непривычно и тяжело. Хотинский для этого сперва работал на хуторе у своего брата, приучался к труду хлебопашца, братья Левентали обучались сапожному и столярному мастерству, Бети Каменская поступила работницей на тряпичную фабрику на тяжёлый труд. Многие шли фельдшерами. (Дейч пишет, однако, что еврейским революционерам куда больше удавалась внутрикружковая работа, конспирация, связь, типографии, перевозка через границу.)28

26 Общая газета, 1995, № 35, 31 авг.- 6 сент., с. 11.

26 Дейч, с.106,205-206.

27 Иохельсон II Былое*. 1918, № 13, с. 74.

2в Дейч, с. 34-37, 183.

222

Начиналось "хождение в народ" с кратких посещений, с житья по несколько месяцев, "летучий" поток. Сперва рассчитывали именно и только на агитацию. Рисовалось так:

стоит только раскрыть крестьянам глаза на современный строй и эксплуатацию, и что надо землю и орудия труда брать в общественную собственность, - крестьяне сразу в

том убедятся.

Но - пропало всё "хождение" народников впустую. И не только потому, что какой-нибудь внезапный для них выстрел в царя (Соловьёв, 1879) заставлял всех бежать из деревень, ибо "будут брать", скрываться прочь в города. Но и, главное: потому, что крестьяне оказывались совершенно равнодушны к пропаганде народников и даже готовы были выдавать их начальству. А уж увлечь крестьян на восстание - куда там!.. Тогда народники, и русские (не намного более успешные), и еврейские, утеряли "веру в... естественную революционность и социалистические инстинкты" крестьянства и даже "превратились в (крайних] пессимистов"29.

А подпольные работы велись успешнее. Трое минчан - Иосиф Гецов, Саул Левков и Саул Гринфест -успешно устроили в Минске подпольную типографию для всероссийского обслуживания, она держалась до 1881 - и они печатали золотыми буквами листовку о "казни" Александра II, газету "Чёрный передел", затем ещё листовки Народной Воли. Дейч записывает их в "мирные пропагандисты". Очевидно, под "мирным" понималось всё,- кроме прямого бомбометания, в том числе: активная связь с контрабандистами, постоянный нелегальный перевоз и переход через границу у того же кружка в виленском раввинском училище. Или призыв Лазаря Гольденберга к крестьянам не вносить податей.

Некоторым из евреев-революционеров доставалось - даже по нашим поздним, нынешним меркам - и серьёзное заключение. Другим выпадали частные послабления (как Семёну Лурье благоразумный отец устроил взятками мягкий режим в тюрьме). А ещё же бывали послабления от общественного настроения того времени. Сообщает нам. например, Аптекмануже о 1881 годе (после убийства Александра II): им "жилось в Красноярской тюрьме сравнительно свободно", *необузданн[ый] звер[ь]" начальник тюрьмы

29 Дейч, с. 194 и др.; Иохельсон / / Былое, 1918, № 13, с. 69.

223

"сделался ручным и предоставил нам всякие льготы в свиданиях и сношениях с ссыльными и знакомыми". А потом "нас встречали на этапах не как арестантов, а как знатных пленников"; как-то в дневном переходе промокли -явился в камеру "этапный начальник в сопровождении солдат с подносами, а на подносах чай, печения, варенье - всем по порциям, да ещё в придачу по рюмке водки. Чем не идиллия? Мы были тронуты"30.

Просматривая биографии этих первых народников, нельзя не заметить, что многие из них были весьма экзаль-тированы, не слишком уравновешены. Лев Дейч свидетельствует: Лев Златопольский, террорист, "был не вполне психически уравновешенным человеком". - У того же Аптек-мана, вслед аресту 1879, в одиночке "нервы... в сильной степени расшатались, - он не далёк был от помешательства". -Бети Каменская "уже на второй месяц одиночного заключения... лишилась рассудка", поместили в больницу, потом отец-купец взял её на поруки. Узнав же по обвинительному акту, что её не привлекают к суду, - хотела заявить прокурору, что - здорова, и идти под суд; но вскоре же приняла яд, умерла31. -У Моисея Рабиновича в одиночке "нервы... расшатались... появились галлюцинации". Решил: притвориться раскаявшимся, назвать, кого следствие вероятно и само знает, - лишь бы выпустили из тюрьмы. Написал заявление: не только изложит всё известное ему, но будет и на воле собирать сведения и сообщать. А из него -выжали, что знал, и не освободили, сослали в Иркутскую губернию; там он сошёл с ума и умер "в возрасте 20-ти с чем-то лет". И примеры можно ещё приводить. Лейзер Цукерман достиг Нью-Йорка и вскоре застрелился там. - Нахман Левенталь, уже эмигрировав в Берлин, испытывал "крайне нервное состояние", а тут ещё наложилась несчастная любовь, - он "выпил серной кислоты и бросился в реку", это - лет девятнадцати32. Эти молодые люди рванулись на размах не по своим силам и нервам.

И даже Григорий Гольденберг, бестрепетно убивший харьковского губернатора и как высшей чести просивший у товарищей лично убить царя (но ими, из опасения народного гнева, отстранён как еврей; очевидно, из этого же сооб-

30 Аптекман // Былое, 1922, № 18, с. 73, 75.

31 Дейч, с. 38, 41,94, 189.

32 Там же, с. 78-79, 156-157.

224

ражения народовольцы назначали на главные покушения - большей частью русских), арестованный в 1879 с грузом динамита, - смертно затосковал в одиночной камере Трубецкого бастиона, сломился, давал показания, провальные для народовольцев, и подавал письменные и устные прошения, чтобы его соединили в камере с Ароном Зун-делевичем. (Зунделевич снисходительней других народовольцев отнёсся к его греху.) А получив окончательный отказ - кончил с собой33.

А зацепляло кого и со стороны, как Моисей Эдель-штейн, не идейный, а контрабандист, возивший "литературу" лишь за деньги, - очень потом страдал в одиночке, молился Иегове за себя и за семью. На суде покаялся: "Никогда даже не мог себе вообразить, чтобы могли быть такие ужасные книги". - Или С.Аронзон, который после "процесса 193-х" тут же исчез из революционного движения34.

Отметно и другое: как легко многие из тех народников расставались с Россией, которую незадолго перед тем намеревались спасать. Хотя: эмигрировать - в 70-е годы считалось среди революционеров дезертирством: даже если тебя ищет полиция - находись на нелегальном положении, но не уезжай3". -Тан-Богораз уехал на 20 лет в Нью-Йорк. -Лазарь Гольденберг-Гетройтман уже "в 1885 переехал в Нью-Йорк, где читал лекции по истории революционного движения в России". По амнистии "в 1906 приезжал в Россию, но вскоре вернулся в Великобританию", уже и до смерти36. - В Лондоне же один из братьев Вайнеров стал владельцем большой мебельной мастерской, так и остался там. - М. Аронзон и М. Ромм стали практикующими врачами в Нью-Йорке. - И. Гецов после нескольких лет в Швейцарии уехал навсегда в Америку. - Лейзер Левенталь, попав в Швейцарию, кончил в Женеве медицинский факультет, потом был ассистентом крупного физиолога, затем получил кафедру гистологии в Лозанне, от социалистического движения отстранился нацело. -Так же и Семён Лурье кончил медицинский факультет в Италии (но вскоре затем

33 Григорий Гольденберг в Петропавловской крепости // Красный архив: Исторический журнал Центрархива РСФСР. М.: ГИЗ, 1922-1941.Т.10,1925,с. 328-331.

34 Дейч *, с. 85-86. зэ Там же, с. 132. 36 РЕЭ.т. 1, с.344.

я-1278

умер). -Любовь Аксельрод ("Ортодокс"), надолго застряв] эмиграции, получила звание доктора философии в Бер1 ском университете (а потом внедряла диамат в советски вузах). - На медицинский факультет в Берне поступил А. Хотинский (но через год умер от скоротечной чахотки). -Григорий Гуревич преуспел в Дании, и в Россию вернулс датским консулом в Киев, где и пробыл до самого 1918".

Это одновременно показывает и как немало талантливых людей было среди тех революционеров. Такие, с деда тельным умом, попав и в сибирскую ссылку надолго, не закисали и не сходили с ума от революционного бездействие но открывали глаза на те народности, которые жили та] вокруг них, изучали их язык, быт, писали о них этнографические сочинения: Лев Штернберг - о гиляках, Тан-Богс раз - о чукчах, Владимир Иохельсон - о юкагирах, Нау] Геккер - о физическом типе якутов38, кое-что сделал и Моисей Кроль в исследовании о бурятах.

Некоторые еврейские революционеры - охотно пер< ключались в социалистическое движение на Западе. На пример В. Иохельсон и А-Зунделевич при выборах в гер манский рейхстаг ринулись в предвыборную агитацию з социал-демократов, Зунделевич был даже арестован за не позволительные приёмы. - Анна Розенштейн во Франзив получила тюремный срок за уличную демонстрацию с на<" рушением правил; Тургенев отхлопотал, её только выслали в Италию, но она и там получила два тюремных срока зК анархическую агитацию. (Позже вышла замуж за Ф.Турати, обратила его в социалиста и сама стала первой в Итали марксисткой.) -Абрам (Аврагам) Вальт-Лесин, из Минск; в дальнейшем 17 лет печатался в американском социалис тическом "Форвертсе", заметно повлиял на формировг американского рабочего движения39. (Эта дорожка многим нашим социалистам предстояла.)

Среди эмигрировавших революционеров иногда све^ шалось и разочарование в революции. Так, Моисей Веллер, отстав от движения, через хлопоты Тургенева перед Лорис-Меликовым вернулся в Россию. (Но вскоре кончил самоубийством.) - Ещё причудливей был путь Исаака Павловского: в Париже на правах "известного] революционер[а1"|

37 Дейч.с.61-62, 147-148, 157-162, 198-201, 203,-216.

38 ЕЭ, т. 6, с. 284.

39 РЕЭ, т. 2, с. 166; т. 1, с. 205.

он был вхож к Тургеневу, через него познакомился с Эми-дем Золя, Альфонсом Додэ, написал повесть о русских нигилистах (Тургенев пристроил её в "Вестник Европы"), потом стал парижским корреспондентом "Нового времени" (под псевдонимом И. Яковлев) и даже, пишет Дейч, проявил себя лихим "антисемитом", а затем подавал прошение на высочайшее имя, прощён и вернулся в Россию40.

Однако большинство еврейских революционеров наряду с русскими составляли массовые ряды или куда-то канули. "За вычетом двух-трёх крупных деятелей... все остальные мои соплеменники являлись лишь людьми второго или даже третьего ранга", пишет Дейч41. Раннесоветский "Историко-Революционный Сборник"42 приводит множество имён беззвестных солдат революции. Там, на разных страницах, встречаем десятки, даже сотни имён еврейских. Кто теперь помнит их? А они все были в действии. Каждый внёс в общую раскачку государства свою лепту, большую или меньшую.

Да не весь ранний ряд еврейских революционеров сразу и пошёл в отряды революции общерусской, не всякий отрёкся от своего еврейства. -А-Либерман, знаток Талмуда и возрастом старше своих друзей-народников, ещё в 1875 предлагал вести специальную пропаганду социализма среди еврейской массы. Вместе с Г. Гуревичем в 1877 в Вене - издавал социалистический журнал на идише, по названию: "Эмес" ("Правда"). Ещё раньше, в 70-х, А. Зунделевич "затеял издание на древне-еврейском языке", тоже: "Правда". (Л.Шапиро допускает, что она могла быть "дальним предком "Правды" Троцкого"43. Долга же тянулась традиция названия.)-Некоторые, как Вальт-Лесин, настаивали на сочетании интернационализма с еврейским национализмом. "В его импровизированных лекциях и проповедях пророк Исайя и Карл Маркс были равноправными автори-

226

40 Дейч, с. 84-85; Иохельсон//Былое, 1918, № 13, с. 53-75;

И.Гурвич. Первые еврейские рабочие кружки // Былое, 1907, №6/18,с. 68.

41 Дейч, с. 231.

42 Историко-Революционный сборник (далее - ИРС) / Под ред. В.И.Невского:ВЗ-хт.М.;Л.:ГИЗ, 1924-1926. Т. 1,2.

ад Ьеопап! ЗсУшрто. ТЬе Ко1е оГ 1Ье ^еVз 1п им Кив81ап КетоЬШопагу Моуетеп(- // ТЬе 31ауоп1с ап<1 Еа8(. Еигореап Кеу1ему, уо1. 40, ЬопДоп: А1Ыопе Ргезз, 1961-62, р. 157.

227

тетами"44. - В Женеве была основана Еврейская Вольная типография , печатать листовки к еврейскому рабочему населению.

Создавались и особые еврейские кружки кое в каких городах. "Составленный в начале 1876 г. "Устав об организации социально-революционного союза между евреями в России" указывал на необходимость вести пропаганду на еврейском языке и даже образовать между евреями Западного края "ряд социально-революционных секций, федерированных как между собою, так и с подобными же секциями евреев за границею"". "Социалисты всего мира составляют одно братство", и "организация должна была называться "Еврейской секцией русской социально-революционной партии""46.

Гессен комментирует, что этого Союза "работа непосредственно среди еврейской массы не встретила достаточ- | ного сочувствия", - и потому эти евреи-социалисты в большинстве своём "отдали свои силы общему делу", то есть об- ;

щероссийскому47. И действительно, кружки их создавались не только в Вильне, Гродно, Минске, Двинске, Одессе. ^ но например и в Ельце, Саратове, Ростове-на-Дону.

В пространном документе об учреждении сего "Сопиально-революционного союза между евреями России" можно прочесть много удивительных мыслей ну например такую: "Ничто обычное не имеет права существовать, если оно не имеет рационального оправдания" (I)48.

К концу 70-х годов российское революционное движение уже катилось к террору: бунтарский бакунизм тогда < окончательно победил просветительный лавризм. С 1879 взгляд "Народной Воли", что народническое пребывание | среди крестьян бесполезно, - взял верх над чернопере-дельским отрицанием террора. Только террор!! И даже: террор систематический! (И не тревожила их безотзывность народа и скудность интеллигентских рядов.) - Террористические акты - и даже прямо на царя! - зачереди-ли один за другим.|

44 ЕМ-2*,с.392.

45 ЕЭ, т. 13, с. 644.

4в Ю.Гессен,т.2,с.213-214.

47 Там же, с. 214.

48 ИРС.т. 1.С.45.

228

В оценке Л. Дейча, в начавшемся терроре народовольцев приняли участие евреи в числе не более 10-12 человек, начиная с Арона Гобста (казнён), Соломона Виттенберга (в 1878 готовил покушение на Александра II, казнён в 1879), Айзика Арончика (участник взрыва царского поезда, получил бессрочные каторжные работы) и уже названного Григория Гольденберга. - Как и Гольденберг, рано был арестован А. Зунделевич, выдающийся организатор террора, и не успел принять участие в убийстве царя. - Ещё активным личным террористом был Млодецкий. - А Роза Гроссман, Христина Гринберг и братья Лев и Савелий Златополь-ские - на ролях подсобных. (Впрочем, Савелий к 1 марта 1881 был член Исполнительного Комитета.) Геся Гельфман входила в основную группу первомартовцев49.

Все за тем 80-е годы - период спада и растворения народничества. Сила правительства брала верх, за принадлежность к революционной организации стали и сроки давать по 8-10 лет, весомые. Но у революционного движения была инерция, участники-то продолжали жить. Тут можно назвать Софью Гинсбург: революционную деятельность она только начала в 1887. Пыталась восстановить разгромленную арестами "Народную волю"; уже после ульяновской группы готовила покушение на Александра III50. Кто-то из народников был заброшен в ссылку, кто-то возвращался оттуда, а кого - только слали туда. И они - продолжали борьбу.

Одна такая известная и в мемуарах описанная вспышка - бунт в якутской тюрьме в 1889. Большой группе политических объявили этап в Верхоянск и дальний Средне-Ко-лымск, которого они хотели избежать. Большинство группы составляли евреи. И притом всей группе сократили норму багажа: вместо, как принято было, для одного человека до 5 пудов книг, одежды и белья, 5 пудов хлебного, 2-х пудов мяса, ещё масло, сахар и чай (всё это, разумеется, на ездовых оленях или лошадях), - сократили объём багажа всего до 5 пудов. Ссыльные решили сопротивляться - а они уже полгода перед тем свободно ходили по Якутску и у местных жителей успели приобрести оружие. "Всё равно погибать, так уж лучше так погибнуть, чтоб миру стало известно всё

49 Дейч, с. 38-39; Процесс двадцати народовольцев в 1882 г. // Былое, 1906. № 1, с. 227-284.

"о РЕЭ.т. 1.С.314.

229

безобразие русского правительства, - так погибнуть, чтоб пробудить в живых дух борьбы". Когда за ними пришли, вызывая их в полицейское управление, они первые открыли стрельбу в начальство, наряд ответил огнём же. Вместе с Н. Зотовым, сделавшим первый выстрел в вице-губернатора, были приговорены к смертной казни Л.Коган-Берн-штейн и А. Гаусман. К бессрочным каторжным работам - сам мемуарист, известный О. Минор, известнейший М. Гоц, ещё "А.Гуревич и М.Орлов, М.Брамсон, М.Брагинский, М. Фундаминский, М.Уфланд, С. Ратин, О. Эстрович, Софья Гуревич, Вера Гоц, Полина Перли, А-Болотина, Н.Коган-Бернштейн". Еврейская Энциклопедия сообщает, что по суду за тот бунт прошло 26 евреев и 6 русских 51.

В том же 1889 вернулся из ссылки Марк Натансон - и начал сплачивать взамен разбитых народнических организаций ещё новую, "Народное Право" ("народоправцы"). Натансон уже был свидетелем нарождения принесенного из Европы марксизма, его борьбы с народничеством - и прилагал усилия не дать распасться революционному движению, не потерять и союза с либералами ("лучшие либералы - тоже полусоциалисты"). Как и прежде, он пренебрегал оттенками убеждений, важно всем соединиться, чтобы свергнуть самодержавие, а в демократической России - там разберёмся. Но его организация в этот раз оказалась вялой, малодейственной и краткосрочной. Да упали и требования конспирации. Как ярко выразил Исаак Гурвич;

"Благодаря отсутствию конспирации, масса народу попадает в лапы полиции, но теперь такое множество революционеров, что потери, по-видимому, считать не стоит, - лес рубят, щепки летят!"".

Общий перелом еврейского сознания в России после 1881-82 конечно не мог в какой-то мере не отразиться и в сознании еврейских революционеров в России. Эти юноши сперва уходили от еврейства, а после многие возвращались, "уход из "еврейской улицы" и возвращение к народу", "с еврейским гетто связана наша историческая судьба, и от него идёт наша национальная сущность"83. - До погромов 1881-82 "никому решительно из нас, революционеров... не

8! О.С. Минор. Якутская драма 22 марта 1889 года // Былое, 1906. № 9, с. 138-141, 144; ЕЭ, т. 5, с. 599.

" Гурвич II Былое, 1907, №6/18, с. 68. 83 Ю.Марк. Памяти И.М.Чериковера // ЕМ-2, с. 424-425.

230

приходило на ум предположение о необходимости" публично объясниться о роли евреев в революционном движении. Погромы же вызвали "среди... преобладающей части моих соплеменников взрыв негодования". И вот "не только вообще интеллигентные евреи, но и некоторые революционеры-евреи, раньше не чувствовавшие ни малейшей связи со своей национальностью... вдруг признали себя обязанными посвятить свои силы и способности несправедливо преследуемым их соплеменникам"в4. "Погромы пробудили прежде скрытые чувства и сделали молодёжь более чуткой к страданиям своего народа, а народ более восприимчивым к революционным идеям. Пусть это и послужит базисом для самодеятельности еврейской массы", "будем упорно преследовать задачу разрушения современного государственного

строя"вв.

А ещё же внезапная поддержка еврейских погромов листками "Народной Воли"! Лев Дейч выражает своё смятение в письме к тоже озадаченному Аксельроду: "Еврейский вопрос теперь, действительно, на практике почти неразрешим для революционера. Ну что им, например, теперь делать в Балте, где бьют евреев? Заступиться за них, это значит... "вызвать ненависть против революционеров, которые не только убили царя, но и жидов поддерживают"... Среди народа вести примирительную агитацию очень, очень трудно теперь партии"вв.

И сомнение выразил даже боготворимый вождь П.Л.Лавров: "Признаю еврейский вопрос крайне сложным, а практически для партии, имеющей в виду сблизиться с народом и поднять его против правительства, и в высшей степени трудным... ввиду наличной народной страсти и необходимости иметь народ, где возможно, на своей стороне" 87. - И так стал рассуждать из русских революционеров

не он один.

В 80-е годы снова появляется течение среди социалистов - перенести внимание и агитацию на собственно еврейские кружки, желательно рабочие, - но пролетариата как такового среди евреев было мало: ну столяры, а то переплётчики, сапожники.

84 Дейч, с. 3-4.

88 И. Илъяшевич (И. Рубамович]. Что делать евреям в россии? / / Соблазн Социализма, с. 185-186.

86 Шуб//ЕМ-2*,с. 134.

87 Там же*, с. 133-134.

231

       далее       назад       начало главы       оглавление        В .txt

Текст не вычитан, не выверен, ссылки не указаны.

"Двести лет вместе" за двести рублей
Разве этого мало?
А может побольше?

e-mail: trad@mail.ru