Вас интересует покупка готового бизнеса? Посетите портал Бизнес зона

       далее       назад       начало главы       оглавление       вся глава в .txt

Удобней всего, однако, работать с типографами: они интеллигентней. Исаак Гурвич рассказывает, как с Моисеем Хургиным, Львом Рогаллером, Иосифом Резником, "мы в Минске ставили себе задачей создание ядра интеллигентных рабочих". Но, например, в Бело-стоке и Гродно "совсем не оказалось рабочих кружков", не набрали членов.

Создание таких кружков требовало известной конспирации: иногда сходок за городом, а если на квартирах и систематически - то сперва заниматься русским языком и естествознанием, и лишь в ходе этих занятий отбирать кандидатов для пропаганды социализма. Как объясняет Ю.Мартов, вот это предварительное обучение, оно-то и привлекало многих в революционные кружки: "Такими ловкими и смышлёными", способными выйти в самостоятельные хозяева, "являлись именно те, которые попадали в наши кружки и которые в этих кружках приобретали культурное развитие, а, в частности, приучались владеть русским языком - этим весьма существенным орудием в конкурен-ционной борьбе мелкой торговли и промышленности"; после этого, "наши "счастливчики", избавившиеся от положения наёмника", торжественно обещав не прибегать к наёмному труду. - в силу требований рынка прибегали к нему58. Или, образовавшись в таких кружках, "рабочий забрасывал свою профессию и уходил в "экстерны"""".

Участию молодёжи в этих кружках встречалось неодобрение, даже противодействие и от местной еврейской буржуазии, быстрей и лучше полиции понимавшей, куда клонится дело60.

Всё же что-то местами удавалось, использовали социалистические брошюры и листки из лондонской типографии, и сами, как умели, вырабатывали "по всем программным вопросам социал-демократические формулы". Так целое десятилетие заняла медленная пропагандистская подготовка к созданию Бунда.

Но "гораздо больше, чем полицейские преследования, тормозила нашу работу начавшаяся эмиграция в Америку.

88 Ю. Мартов. Записки социал-демократа. Берлин:

Изд-во Гржебина, 1922, с. 187-189.

89 Н-А. Бухбиидер. [Рабочие о пропагандистских кружках] // Соблазн Социализма, с. 230.

ч° Гурвич II Былое, 1907, №6/18, с. 65- 68, 74.

232

фактически мы подготовляли социалистических рабочих для Америки". И вот совсем не длинные воспоминания Исаака Гурвича о "первых еврейских рабочих кружках" насквозь пронизаны попутными замечаниями: агитатор студент Шварц "впоследствии эмигрировал в Америку, теперь живёт в Нью-Йорке". - От такого-то кружка в собрании на квартире Иосифа Резника "присутствовало двое рабочих, один плотник и один столяр, оба теперь в Америке". - Спустя две страницы узнаём, что и сам Резник после ссылки "переселился в Америку". - Приехавший, напротив, из Америки для агитации "молодой человек Гиршфельд... в настоящее время врач в Миннеаполисе" и выставлялся социалистическим кандидатом на должность губернатора. - "Один из наиболее деятельных членов первого кружка Абрамовича Яков Звирин... высидел год в Крестах и... переселился в Америку и в настоящее время живёт в Нью-Йорке". - "Шмулевич ("Кивель")... в 1889... вынужден был бежать из России, до 1896 жил в Швейцарии, где был активным членом социал-демократических организаций", потом "переселился в Америку... живёт в Чикаго". - Наконец и автор повествования: "в 1890 году я сам оставил Россию". хотя за несколько лет перед тем "мы... смотрели на дело иначе. Вести социалистическую пропаганду среди рабочих - обязанность всякого честного интеллигента; этим мы уплачиваем "исторический долг" народу. [А] раз на мне лежит обязанность заниматься пропагандой, то отсюда с очевидностью вытекает, что я имею право требовать, чтобы мне была предоставлена возможность выполнять эту обязанность". А приехав в Нью-Йорк в 1890, Гурвич там нашёл "русское рабочее общество саморазвития", сплошь из минских ремесленников, - и под "русский Новый год" устроили в Нью-Йорке "бал минских социалистов"61. В Нью-Йорке "местно[е] социалистической] движени[е]... в своём большинстве было чисто еврейским"ва.

Как видим, уже тогда океаны не были серьёзным препятствием для единства и непрерывности еврейской революционной работы. И эта живая связь ещё как явно отдастся в России.

61 Там же, 66-68, 72-77.

62 Я.Крепляк. Послесловие к статье Лесина / / ЕМ-2, с. 392.

233

Но - и от общероссийской революционной традиции значительная часть еврейской молодёжи не ушла, не отклонилась и в 80-90-е годы. Её, как указывает Д. Шуб, - погромы, затем ограничительные законы Александра III, напротив, взъярили на борьбу.

И тогда возникла необходимость убедительно объяснить русскому простонародью, почему столь немалое число евреев участвует в революционном движении. Применительно к малограмотному уровню, для популярных брошюр, постепенно отрабатывались и аргументы и фразеология. Затем они действовали и до 1917, ещё и в самом 1917, и по брошюре такого рода мы можем восстановить их.

Тяжела судьба русского подданного, правительство держало его в кулаке, но "ещё горше доля... российского еврея-бедняка":

"власть куражилась над ним, выжимая из него все соки. Его жизнь - сплошное умирание с голоду", а "его братья по труду и по бедности, русские крестьяне'И рабочие... пока темны, чуждаются его". - И один за другим - разъяснительные вопросы. "Враги ли для русского трудового народа еврейские капиталисты?" Враги - всякие капиталисты, и не всё ли равно трудящемуся, какой капиталист их грабит; не надо обращать гнева именно на еврейских. - "У еврея... земли нет - ему некуда податься". Не крестьянствуют евреи "потому, что русское правительство не позволяло им жить в деревне". Но в своих колониях они - "усердные хлебопашцы. Их поля прекрасно обработаны... руками евреев: со стороны не приходится нанимать никого. И колонисты не занимаются никаким сторонним делом... евреи очень любят суровый земледельческий труд". - "Вредит ли еврейская беднота экономическим интересам русского трудового народа?" Торговлей евреи занимаются "не из любви... а по нужде: все пути им закрыты; надо же чем-нибудь жить"; "с радостью бросили бы свою торговлю, если б [их выпустили] из тесной клетки". А что среди торговцев есть плуты - так надо винить царское правительство. - "Еврейские рабочие начали борьбу за улучшение своего положения ещё в то время, когда почти во всей остальной России трудящийся народ был покорен". Еврейские рабочие "всех раньше потеряли терпение"; "и ещё десятки тысяч евреев входят в российские социалистические партии. Они разносили по всей стране ненависть к капиталистическому строю и к царскому правительству", они сослужили "хорошую службу русскому трудовому народу", и за это их ненавидят русские капиталисты. - Правительство "через полицию участвовало в подго-товлении погромов; оно посылало на помощь громилам полицию и войско"; "к счастью... рабочие и крестьяне очень редко участвовали в погромах". - "Да, еврейская трудовая масса ненавидит безответственное царское правительство", "по воле правительства еврейским малюткам разбивали головы о стену... еврейских жен-

234

щин - от старух до маленьких девочек - насиловали на улицах". Но "нагло лжёт тот, кто называет евреев врагами русского народа... Да и как могут они ненавидеть Россию? Разве у них теперь есть другая родина?"вэ

Революционная традиция иногда выныривает поразительно. Когда-то в 1876 А. Бибергаль был осуждён за участие в демонстрации на Казанской площади. И вот его старшая дочь поступила в Петербург на высшие курсы - и в 1901, в точное 25-летие митинга на Казанской площади, арестована там же. (А в 1908, в эсеровской группе, получила каторгу за покушение на в.кн. Владимира Александровича.)

Да российские революционеры с годами всё больше

нуждались в еврейском соучастии, всё больше понимали выгоду использовать евреев как зажигательную смесь в революции, использовать их двойной порыв: против стеснений национальных и стеснений экономических.

В 1883 в Женеве возникает как бы голова нарождающейся российской социал-демократии: Группа Освобождения Труда. Её основали - наряду с Плехановым и Верой Засулич - Л.Дейч и П.Аксельрод64. (С 1885 вступил вместо умершего Игнатова - Ингерман.)

В поддержку им в России в массе разбредшихся и потерянных чернопередельцев (численно они намного превосходили народовольцев) группируется течение, следующее "Освобождению Труда", - "освобожденцы". Среди них видим немало еврейской молодёжи; из более известных можно отметить: Израиля Гельфанда (тот самый будущий могучий Парвус), Рафаила Соловейчика. В 1889, когда Соловейчик, объезжавший многие города России для налаженья революционной работы, был арестован, то по делу его шли, надо понять, тоже "освобожденцы", и среди них тоже еврейские имена. - К этому же социал-демократическому направлению принадлежал и Давид Гольдендах - впоследствии довольно знаменитый большевик "Рязанов" (как раз в

63 Абрамова. Враги ли трудовому народу евреи. Тифлис:

Издательская Комиссия Краевого Совета Кавказской армии, 1917,с. 3-31.

64 Дейч, с. 136.

ад ИРС, т. 2, с. 36, 38-40.

235

1889 бежавший из Одессы за границу от воинской повинности) "в.

Но и группа народовольцев, даже после разгрома их, "была тоже довольно многочисленна. В неё, например, входили: Дембо, Рудевич, Мандельштам, Борис Рейнштейн, Людвиг Нагель, Век, Софья Шенцис, Филиппео, Левентис, Шефтель, Варнеховский и другие" в7.

Стало быть, ещё сохранялись силы для революционного состязания и для теоретических споров между народовольцами, чернопередельцами и "освобожденцами". Используемый тут трёхтомник 20-х советских годов, "Истори-ко-Революционный Сборник", - содержит в изнурительном потяготном словообилии эти споры, которые велись в представлении, что они важнее и выше всех вопросов мировой мысли и всемирной истории; в их подробностях - убийственный материал о духовном содержании российских революционеров 80-90-х годов, может быть ещё дож-дущийся своего исследователя.

Но с 30-х советских годов на смену горделивым, подробным и поимённым перечислениям всего и всех, причастных революции, в историко-политических публикациях возникло какое-то неестественное табу на упоминание роли и численности именно евреев , и ссылки на то с тех пор воспринимаются болезненно. Однако всякое сознательное умолчание в истории - и не морально, и опасно: оно только порождает впоследствии обратное преувеличение.

Как пишет Еврейская Энциклопедия, "учесть действительное значение еврейского элемента в общерусском освободительном движении, дать ему определённое статистическое выражение, не представляется возможным"вв, но некоторая картина рисуется из разных источников.

Гессен сообщает, что "среди 376 лиц, привлечённых за первое полугодие 1879 г. в качестве обвиняемых по государственным преступлениям, евреи составили всего 4%". а из судимых перед сенатом в течении 1880, "среди 1054 лиц... евреи составляли б^ %"вв. Похожие оценки можем найти и у других авторов.

вв ИРС. т. 2, с. 198-199. 67 Там же, с. 36. в8 ЕЭ,т. 13, с.645. в9 Ю.Гессен,т.2,с.212.

236

Но из десятилетия к десятилетию в революционном движении появляется евреев всё больше, их роль - заметней и влиятельней. В первые годы советской власти, когда это чтилось в гордость, видный коммунист Лурье-Ларин сообщил нам: "В царских тюрьмах и ссылке евреи обычно составляли около четверти всех арестованных и сосланных"70. -А марксистский историк М.Н. Покровский оценивал по данным различных съездов, что "евреи составляли] от '/4 до организаторского слоя всех революционных партий"71. (Современная Еврейская Энциклопедия выражает сомнение в этой оценке.)

В 1903 Витте во встрече с Герцлем указал, что, составляя менее 5% населения России, 6 миллионов из 136, евреи рекрутируют из себя 50 % революционеров72.

Командующий Сибирским Военным Округом генерал Н.Н. Сухотин составил на 1 января 1905 года статистику политических поднадзорных во всей Сибири по национальностям. И оказалось: русских - 1898 (42 %), евреев - 1678 (37%), поляков 624 (14%), кавказцев 147, прибалтов 85, прочих 94. (Конечно, эти данные только по ссыльным, без тюрем и каторги, и только за 1904 год, но всё же дают возможность огляда.) Ещё интересна там другая строка: "в том числе скрывшихся". И здесь процентное соотношение меняется так: русских - 17%, евреев - 64%, остальных 19%та.

Вот свидетельствовал В.Шульгин: в 1899 в Киеве получили известия о петербургских студенческих волнениях. "Длиннейшие коридоры университета были заполнены жужжащей студенческой толпой. Меня поразило преобладание евреев в этой толпе. Было их более или менее, чем русских, я не знаю, но несомненно они "преобладали", т.е. они руководили этим мятущимся месивом в тужурках". Дальше - стали выбрасывать из аудиторий профессоров и небастующих студентов. Затем эта ""чистая, святая моло-

70 Ю.Ларин. Евреи и антисемитизм в СССР. М.; Л.: ГИЗ, 1929, с. 31.

71 Краткая Еврейская Энциклопедия (далее - КЕЭ): 1976 - ... [продолж. изд.]. Т. 7*, Иерусалим: Общество по исследованию еврейских общин, 1994, с. 398.

72 Г. Свет. Русские евреи в сионизме и в строительстве Палестины и Израиля // КРЕ-1, с. 258.

73 Из истории борьбы с революцией в 1905 г. // Красный Архив, 1929, т. 32, с. 229.

237

дёжь" подделала фотографические карточки, на которых было изображено избиение студентов казаками; эти карточки выдавались за моментальные снимки "с натуры"", а были - фотографиями с рисунков. "Не все евреи были левыми... отдельные студенты евреи были на нашей стороне" - зато потом они много потерпели, в обществе их травили. И: "роль евреев в революционировании университетов была поистине примечательна и совершенно не соответствовала их численности в стране"7*.

Милюков называл это: "легенды о революционности евреев... им [людям из правительства] нужна легенда, как примитивному человеку нужна рифмованная проза"75. А Г.П.Федотов писал, напротив: "Еврейство... освобождённое духовно с 80-х годов... подобно русской интеллигенции Петровской эпохи, максимально беспочвенно, интернационально по сознанию и необычайно активно... сразу же занимает в русской революции руководящее место... На моральный облик русского революционера оно наложило резкий и тёмный отпечаток" 78. - С 80-х годов сливаются русская и еврейская интеллигенции не только в общем революционном деле, но и во всех духовных увлечениях, особенно в пламенной беспочвенности.

Рядовому современнику (Зинаида Алтайская, орловская корреспондентка писателя Фёдора Крюкова) в начале XX века эта еврейская молодёжь виделась так: "...их уменье и любовь к борьбе. А какие планы - широкие, неустрашимые! Есть у них нечто своё, выбеленное и дорогое. Как обидно, завидно!" - то есть что русская молодёжь не такова.

М.Агурский высказывает такое соображение: "что участие в революционном движении было своего рода [более] "приличной" ассимиляцией", нежели обычная ассимиляция, требовавшая крещения; и к тому же выглядело особенно благородно потому, что означало как бы и бунт

74 В.В.Шульгин. "Что нам в них не нравится...": Об Антисемитизме в России. Париж, 1929, с. 53-54, 191.

79 Государственная Дума - Четвёртый созыв (далее - ГД-4):

Стенографический отчёт. Сессия 5, Пд., 1917, заседание 18, 16 дек. 1916,с. 1174.

Г.П.Федотов. Лицо России: Сб. статей (1918-1931). Париж:

УМСА-Ргезв, 1967, с. 113-114.

против собственной еврейской буржуазии 77 - и против собственной религии, теперь поставляемой революционерами в ничто.

Однако эта "приличная" ассимиляция никак не была

полной и даже подлинной: многие поспешливые молодые люди оторвались от своей почвы, но и не вросли в русскую, они остались вне наций и культур - тот самый материал, который так и нужен для ингпер-национализма.

А так как еврейское равноправие оставалось одним из главных лозунгов всероссийского революционного движения, то в голове и в груди каждого такого еврейского юноши, пошедшего в российскую революцию, сохранялось, что он продолжает служить интересам еврейства: занимаясь революцией, он тем самым борется и за еврейское равноправие. Парвус выдвинул, всегда отстаивал, внушал молодым тезис (и взял его себе задачей на всю жизнь);

освобождение евреев в России может осуществиться только

свержением царской власти.

И такое понимание поддерживалось влиянием пожилой, состоятельной, устойчивой, вовсе не авантюрной части российского еврейства: её настроение было с конца XIX в. - постоянное раздражение против российского образа правления, - ив этом идеологическом Поле воспитывалась молодёжь ещё и до своего отпочкования от еврейства. Отмечал и видный бундовец М.Рафес, что на рубеже Х1Х-ХХ века "еврейская буржуазия выявляла свои чаяния и надежды, которые она возлагала на развитие революционного движения... симпатии должны были занять место прежнего отрицательного к нему отношения"78.

Г. Гершуни на суде объяснял: "Это - ваши преследования загнали нас в революцию". На самом деле объяснение уходит корнями и в еврейскую, и в русскую историю, и

в их пересечение.

Послушаем Г .А. Ландау, видного еврейского публициста. Уже после 1917 он писал: "Много ли было таких еврейских буржуазных или мещанских семей, где бы родите-

77 М.Агурский. Совместим ли сионизм и социализм? // "22":

Общественно-политический и литературный журнал еврейской интеллигенции из СССР в Израиле. Тель-Авив. 1984, № 36, с. 130.

78 М.Рафес. [Националистический "уклон" Бунда] // Соблазн Социализма,с. 276.

239

ли, мещане и буржуи, не смотрели сочувственно, подчас с гордостью, и в крайнем случае безразлично на то, как их дети штамповались ходячим штампом одной из ходячих революционно-социалистических идеологий". Да они и сами "смутно тяготели к идеологии, восстававшей против притеснителей вообще, не разбирая, в чём заключается протест и в чём притеснение". И так "постепенно установилась в еврейском обществе гегемония социализма... - отрицание гражданского общества и современного государства, пренебрежение к буржуазной культуре и к наследию веков; от этого последнего евреям тем легче было отказаться, что от своего наследия они в значительной части уже раньше отрешились в процессе своей европеизации". Революционные идеи "в еврейской среде... были... дважды разрушительными" - то есть и по отношению к России, и по отношению к самим себе. А "по интенсивности еврейская среда прониклась ими относительно полнее русской" те.

Киевский ювелир Маршак (украшавший и киевские церкви своими изделиями) свидетельствует, что "даже в буржуазии, большой, я заразился [революционерст-вом]"80. - Да это же видим мы и по тому душевно-динамичному заряду, который вырос в молодом Богрове в его юности в богатейшей семье. Отец, богач-либерал, - давал полную свободу сыну-террористу. - И террористы братья Гоцы вышли из родов двух московских еврейских крезов Гоца и Высоцкого, чайного фабриканта, несметного миллионера, и деды не только не удерживали внуков, но жертвовали эсеровской партии сотни тысяч рублей.

"Ряды социалистов были переполнены евреями", - продолжает Ландау81. -А.И.Гучков в одной из своих думских речей (1909) привёл свидетельство молодой эсерки;

между другими причинами своего разочарования "она указывала, что всё революционное движение захвачено еврей-

79 Г А. Ландау. Революционные идеи в еврейской общественности // Россия и евреи: Сб. 1 (далее - РиЕ) / Отечественное объединение русских евреев заграницей. Париж: УМСА-Ргевв, 1978 [переизд. Берлин: Основа, 1924], с.106-109.

80 А.О.Маршак. Интервью радиостанции "Свобода" // Воспоминания о революции 1917 года. Инг. № 17, Мюнхен, 1965, с. 9.

81 Ландау // РиЕ, с. 109.

240

ством и что в торжестве революции еврейство видит своё собственное торжество"82.

Революционные увлечения захватили еврейство по всей вертикали, указывает И.О.Левин: "Власти революционной стихии поддались не только низшие в социальном отношении слои еврейского населения в России", но это движение "не могло не охватить и значительных кадров полуинтеллигенции и интеллигенции в еврейском народе" (каковая полуинтеллигенция, пишет он, к 20-м годам "принадлежит несомненно к наиболее активным агентам советского режима"). "Ещё больше было их среди тех "экстернов" всех рангов", "от зубоврачебных до университетских, добывавших себе... право жительства вне черты оседлости. Эти элементы еврейского народа, утратившие культурное содержание старого еврейства, в то же время оставались чуждыми не только русской культуре, но и вообще какой бы то ни было культуре. Эта духовная пустота, скрывавшаяся под лишь поверхностно усвоенной европейской культурой, делала евреев, уже в силу своего преимущественного занятия торговлей и промышленностью склонных к материализму, крайне восприимчивыми к материалистическим политическим учениям... Столь свойственное евреям рационалистическое мышление... располагает их к усвоению доктрин вроде революционного марксизма"83.

Соавтор того же сборника В.С. Мандель отмечает: "Русский марксизм в чистом его виде, списанный с немецкого, никогда не был русско-национальным движением, и революционно настроенной части русского еврейства, для которой восприять социалистическое учение по немецким книжкам не составило никакого труда, естественно было принять значительное участие при пересадке этого иностранного фрукта на русскую почву"84. - Ф.А.Степун выразился так: еврейская молодёжь смело спорила, цитируя Маркса, в каких формах русскому мужику надо владеть

82 А. Гучков. Речь в Государственной Думе 16 дек. 1909 [по запросу о взрыве на Астраханской улице] // А.И. Гучков в Третьей Государственной Думе (1907-1912 гг.): Сборник речей. СПб., 1912,с. 143-144.

83 И.О.Левин. Евреи в революции // РиЕ, с. 130-132.

84 В.С.МанДель. Консервативные и разрушительные идеи в еврействе // РиЕ, с. 199.

241

землёю. Марксистское движение в России и началось с еврейской молодёжи в черте оседлости.

Развивая мысль, В.С.Мандель припоминает ""Протоколы сионских мудрецов"... эт(у] нелеп[ую] и злостн[ую] фальсификацию]". Так вот "эти евреи усматривают в бреднях протоколов злой умысел антисемитов искоренить еврейство", но ведь они "сами в большей или меньшей степени не прочь устроить мир на новых началах и верят, что революция есть шаг по пути осуществления царства Божия на земле и они, уже не в осуждение еврейского народа, а в похвалу, приписывают ему роль вождя народных движений за свободу, равенство и социальную справедливость, вождя, для достижения этой высокой цели, конечно, не останавливающегося перед разрушением существующего государственного и социального строя". И приводит пример крайнего выражения в книге Фрица Кана "Евреи как раса и народ культуры": "Моисей за 1250 лет до Христа первый в истории провозгласил права человека... Христос заплатил смертью за проповедь коммунистических манифестов в капиталистическом государстве"; а "в 1848 году вторично взошла вифлеемская звезда - и опять она взошла над крышами Иудеи: Маркс"85.

И так, "из этого общего лона благоволения к революции... выделяются отдельные течения еврейской общественности, безнадёжно-фантастические, ребячески притязательные и именно потому неудержимо тяготеющие к смуте, не к русской даже только смуте, а к смуте века вообще" те.

Но с какой вальяжной солидностью и обещательно-стью входит в сознание интеллигентской России - марксизм! Наконец-то революция приобрела и научное основание и полную неизбежность выводов и предсказаний!

Среди молодых марксистов - и Юлий Цедербаум, виднейший будущий лидер меньшевизма Мартов; вот он вместе со своим ближайшим другом Лениным создаёт сперва "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (всероссийского), только, не имея ленинской протекции получить для ссылки благодатный Минусинский край, отбывает 3 года в Туруханском. Затем, в паре с тем же Ле-

МанЭель//РиЕ, с. 172-173. И.М.Бикерман. Россия и русское еврейство // РиЕ, с. 34.

242

ниным, замышляет "Искру" и готовит для неё сеть распространителей.

Но ещё прежде, чем сотрудиться с Лениным над созданием всероссийской социал-демократической партии, тот нее Мартов, поселенный в Вильне, около 1895 года составил идеологические и организационные основы "Всеобщего Еврейского Рабочего Союза в Литве, Польше и России". Идея Мартова была: отныне - не пропаганда в кружках, а агитация в еврейской массе; а чтобы приспособить социалистическую агитацию к массе - "надо сделать её более еврейской", и в том числе, значит, перевести на идиш. В своём программном докладе Мартов обосновывал новый Союз так: "мы всего ожидали от движения русского рабочего класса и на самих себя смотрели только как на придаток к общерусскому рабочему движению... мы позабыли удержать связь с еврейской массой, не знающей русского языка". Но между тем "мы незаметно для себя подняли еврейское движение на такую высоту, какой русское движение ещё не достигло". Теперь пришло время освободить самосознание еврейского рабочего движения "из-под умственного гнёта, которому его подвергает буржуазия" еврейская, являющаяся "самой жалкой и низкой буржуазией в мире", "создать специально еврейскую рабочую организацию, которая явилась бы руководительницей и воспитательницей еврейского пролетариата". "Национальный характер нашего движения" Мартов рассматривал как победу над буржуазией, а при этом "мы вполне застрахованы от... национализма"87. Уже в следующем 1896 году Плеханов на конгрессе Социалистического Интернационала назвал еврейское с-д движение "авангардом рабочей армии в России"88. Оно и стало - Бунд (Вильна, 1897), на полгода раньше создания РСДРП. И дальше: I съезд РСДРП, уже по эстафете, состоялся в Минске (где и была резиденция ЦК Бунда) в 1898. Еврейская энциклопедия сообщает, что "из восьми делегатов... пятеро были евреями: представители киевской "Рабочей газеты" Б.Эйдельман, Н.Вигдорчик... [и] Бунда - А. Кремер, А. Мутник, Ш. Кац. [Ещё были Радчен-ко, Петрусевич и Ванновский.] В образованный на съезде

87 Ю.Мартов. Поворотный пункт в истории еврейского рабочего движения // Соблазн Социализма, с. 249, 259-264; ЕЭ, т. 5, с. 94.

88 (Г.В. Плеханов о социалистическом движении среди евреев] // Соблазн Социализма, с. 266.

243

центральный комитет партии в составе трёх человек во^1 шли А. Кремер и Б. Эйдельман"в9. Так РСДРП родилась-* в ближайшем родстве с Бундом. (И: ещё до "Искры" редактирование газеты Бунда предлагали взять на себя -! Ленину-".)< I

Не случайно Бунд создался именно в Вильне. Вильна1 была - "Литовский Иерусалим", Вильна всегда имела значительную еврейскую интеллигенцию, через Вильну же! текли с Запада и все транспорты нелегальной литературы | в Петербург и в Москву в1.,

Но вот Бунд, вопреки своей интернациональной иделогии, "стал национализирующим фактором еврейскощ жизни", хотя "руководители его чурались национализма.^ как проказы". (И как русские с-д успешно чурались до конца.) Но хотя Бунд стал получать крупную денежную помощь от состоятельных еврейских кругов из-за границы, он проб водил принцип, что больше нет единого еврейского народа, отвергал идею "мировой еврейской нации"9", - а существуют-де. и в еврействе два враждующих класса. (Бунд| опасался, как бы национальные еврейские настроения "не| затемнили классового сознания пролетариата".)?|

Однако собственно еврейского пролетариата в наличии было мало: евреи - крайне редко шли в фабричные рабочие. Это объясняет Ф. Кон: "Евреи считали позорным длйг| себя не быть самостоятельными хозяевами", хоть самым| скудным - да ремесленником, хоть подмастерьем: есть надежда открыть свою мастерскую. "Между тем переход 1 фабрику лишал его [еврея] всех иллюзий относительно то1 что он когда-либо будет самостоятельным хозяином: поэт му переход на фабрику считался унижением, считался п зором"93. (Правда, тут была и та помеха, что фабрикант;

невыгодно было набирать рабочих с отдыхом в субботу, а 1 в воскресенье.) Тогда Бунд объявил "еврейским пролетар" атом" - и ремесленников, и мелких торговцев, и купеческих приказчиков (ведь по Марксу "пролетарий" - всякий. |

89 КЕЭ, т. 7, с. 396.

90 В.И.Ленин. Сочинения: В 45-ти т. 4-е изд.. Госполитиздат, 1941-1967 (далее - Ленин, 4-е изд.). Т. 5, с. 463-464, 518.

91 Шуб//ЕМ-2,с.137.

93 Лронсон. В борьбе за... // КРЕ-1, с. 222.

98 Революционное движение среди евреев // Сб. 1, М.: Всесоюзное Общество Политкаторжан и Ссыльно-поселенцев, 1930, с. 25.

244

кто работает по найму), и даже торговых посредников. И вот теперь их всех можно и надо было революционизировать и бросить против самодержавия. И даже объявил Бунд, что евреи - "лучшие пролетарии в мире"94. (Впрочем, Бунд не снимал с себя задачи и "усилить работу среди христианских рабочих".)

Далёкий от социалистических симпатий Г.Б.Слиоз-берг пишет по этому поводу: огромная пропаганда со стороны Бунда и отдельные выступления его "приносили вред и, в особенности, непосредственный вред еврейской торговле и начинавшей развиваться промышленности". Бунд натравливал 14-15 летних ремесленных подмастерий на обучавших их мастеров; бундовцы выбивали стёкла "в еврейских домах более или менее зажиточных". Вот "в день Иом-Кипура бундистская молодёжь толпою ворвалась в большую синагогу [в Вильне], стала мешать продолжению молитвы и устроила невероятный дебош, распивая пиво..."95.

Но несмотря на весь свой классовый накал. Бунд всё более попадал и в струю всемирную, свойственную и буржуазному либерализму: "Всё более распространявшаяся в культурном мире мысль, что национальная идея играет выдающуюся роль в пробуждении человеческого самосознания, принудила и теоретиков пролетарских кругов к более широкой постановке национального вопроса", и в Бунде "ассимиляционные тенденции стали постепенно вытесняться национальными"9(r). - Это подтверждает и Жаботинский: "Бунд... по мере своего роста, заменяет космополитическую идеологию национальной"97.-Абрам Амстердам, "один из первых видных деятелей Бунда", рано умерший, "пытался согласовать марксистское учение с идеями национализма"98. - В 1901 на очередном съезде Бунда

94 С.Дилшнштейн. Революционное движение среди евреев // [Сб.] 1905: История революционного движения в отдельных очерках (далее - "1905") / Под ред. М.Н. Покровского. Т. 3, вып. 1, М.; Л.:

ГИЗ,1927,с. 127, 138, 156.

95 Г.Б. Слиозберг. Дела минувших дней: Записки русского еврея:

В 3-х т. Париж, 1933-1934. Т. 3, с. 136-137.

96 ЕЭ.т.З.с.337.

97 Вл.Жаботинск:ий. Введение // Х.Н.Бялик. Песни и поэмы. СПб.:

Изд. Зальцман, 1914, с. 36.

98 ЕЭ, т.2,с. 354.

245

один из будущих лидеров Семнадцатого года Марк Либер (М.И. Гольдман), тогда 20-летний юноша, говорил: "Мы были до сих пор в большой мере космополитами. Мы должны стать национальными. Не надо бояться этого слова. Национальное не значит националистическое". (Усвоить бы это нам хоть через 90 лет.) И хотя резолюция того бундовского съезда высказалась против "раздувания национального чувства, ведущего к шовинизму", но одновременно и за национальную автономию евреев, "независимо от обитаемой [ими] территории"".

Этот лозунг национальной автономии Бунд ещё несколько лет потом развивал в общественной агитации, и на банкетной кампании 1904, хотя вряд ли кто точно себе представлял, что значит автономия без территории. Например, стояло там право любого еврея пользоваться только еврейским языком в сношениях с местным самоуправлением и с государственными учреждениями, - как это можно осуществить? (Тогда ведь и для члена любой другой национальности - тоже?)

Стоит отметить, что, несмотря на свою социалистическую окраску. Бунд "в социал-демократической программе" высказывался "против требования восстановления Польши... и против учредительных собраний для окраинных областей России"100. - Национализм - только для себя одних?

Итак, Бунд принимал в свой состав лишь евреев. А ступив на эту дорогу, хотя был резко антиклерикален - для последовательности уже не принимал и евреев, изменивших религию. Параллельные российские социал-демократические организации Бунд стал называть "христианскими", да ведь как и придумать иначе? И этим, понятно, сильнейше оскорблял Ленина101: его-то записать в "христиане"?!..

Так Бунд стал массивной попыткой отстаивать еврейские интересы особо от общероссийских. - И тот же Слиозберг признаёт: "Работа Бунда имела последствием поднятие собственного достоинства и сознания своих прав в еврейском трудовом населении"102.

" Аронсон. В борьбе за... // КРЕ-Г, с. 220-222.

100 ЕЭ,т.5,с.99.

101 Ленин, 4-е изд., т. 6, с. 298.

102 Слиозберг. т. 2, с. 258.

246

Взаимоотношения Бунда с РСДРП дальше не складывались легко. Впрочем - и с польской социалистической партией, ППС, которая от самого зарождения Бунда отнеслась к нему "крайне несочувственно" и заявила, что "изолированность Бунда ставит его в положение неприятеля по отношению к нам"103. При своём растущем националистическом сознании Бунд и не мог не столкнуться с другими ветвями российской социал-демократии.

Ленин описывает свой и Мартова спор с Плехановым в сентябре 1900 в Женеве: "Г.В. проявляет феноменальную нетерпимость, объявляя его [Бунд] прямо не-социал-демократической организацией, а просто эксплуататорской, эксплуатирующей русских, говоря, что наша цель - вышибить этот Бунд из партии, что евреи - сплошь шовинисты и националисты, что русская партия должна быть русской, а не давать себя "в пленение" "колену Гадову"... Г.В. остался всецело при своём, говоря, что у нас просто недостаёт знаний еврейства, жизненного опыта в ведении дел с евреями" 104. (И каково было всё это выслушивать - Мартову, первому зачинателю Бунда?!)

В 1898 Бунд, хотя и старший по стажу, согласился вступить в РСДРП, но не отдельными членами, или группами, а как целое, и войти на правах полной автономии в еврейских делах, то есть состоять и участвовать в общероссийской партии, а чтоб общероссийская не вмешивалась в еврейские дела. Так и сладились. Однако в начале 1902 Бунд нашёл, что автономии, легко полученной от I съезда РСДРП, ему мало, он хочет состоять в РСДРП на правах федерации, с самостоятельностью также и в программных вопросах, - и выпустил о том брошюру против "Искры"10В. Из главных аргументов был, по словам Ленина, тот, что еврейский пролетариат - часть "еврейского народа, занимающего особенное положение среди других народов"10в.

Тут - взбеленился Ленин, и пришлось ему самому схватиться с Бундом. Теперь он не только призывал "не ослаблять силы своего натиска (т.е. на самодержавие] дроб-

103 ЕЭ*,т.5,с.95.

104 Ленин, 4-е изд., т. 4, с. 311.

105 ЕЭ, т. 5, с. 96-97.

106 Ленин, 4-е изд., т. 7, с. 77.

247

лением на многочисленные самостоятельные политические партии"*07, но и со страстью кинулся доказывать (правда, вслед за Каутским), что евреи - вообще не нация:

у них нет ни общего языка, ни общей территории. (Плоское материалистическое суждение. Евреи - из самых реальных и слитных, слитных в духе, наций на Земле. В своём поверхностном пошлом интернационализме Ленин не понимал глубины и исторической укоренённости еврейского вопроса.) "Идея об особом еврейском народе реакционна по своему политическому значению"108, узаконяя еврейскую обособленность. (Уж тем более "реакционны" были для него сионисты.) Выход для евреев Ленин видел только в их полной ассимиляции, - то есть вообще перестать быть евреями.

Летом 1903 на II съезде РСДРП, в Брюсселе, из 43 делегатов - от Бунда было только 5 (хотя вообще "принимало участие много евреев"). И Мартов, "поддержанный 12 евреями (среди них Троцкий, Дейч, Мартынов, Лядов и др.), выступил со стороны партии против федеративного принципа" для Бунда, - и бундовцы ушли со съезда (это и дало возможность победить ленинскому "параграфу 1-му устава"), вышли из РСДРП10". (После раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков "лидерами меньшевиков были П.Аксельрод, А.Дейч, Л.Мартов, М.Либер, Л.Троцкий" 110, а также Ф. Дан, Р. Абрамович, - Плеханов же держался особняком.)

От своего возникновения Бунд быстро стал мощной и деятельной организацией "на еврейской улице", как тогда выражались. "До кануна событий 1905 г. Бунд был самой сильной социал-демократической организацией в России в смысле налаженности своего аппарата, дисциплинированности, спаянности, гибкости и умелой конспирации". "Нигде нет такой дисциплины, как в Бунде". "Крепостью" Бунда был Северо-Западный край.

Правда, выступила соревновательная и губительная опасность Бунду от возникшей в 1901 "Независимой еврей-

107 Ленин, 4-е изд., т. 6, с. 300.

108 Там эке, т. 7, с. 83-84.

109 ЕЭ, т. 5, с. 97; КЕЭ, т. 7, с. 397.

110 КЕЭ, т. 7, с. 397.

111 Доманштейн // "1905", т. 3, вып. 1, с. 127, 138, 156.

248

ской рабочей партии". Создалась она - под влиянием и внушениями Зубатова, убеждавшего еврейских рабочих, как и всяких других, что им нужна не социал-демократическая идеология, им нужно бороться против буржуазии за свои экономические интересы, и правительство заинтересовано в их успехе, и они могут действовать легально, власти будут доброжелательным арбитром. - Во главе этого движения стала энергичная Мария Вильбушевич, дочь мельника. "Последователи Зубатова... имели в Минске среди [еврейских] рабочих большой успех", и они с большой страстью боролись против бундовцев, и экономическими стачками многого добились. -Успешно действовали "неза-висимцы" ещё и в Одессе (Хуна Шаевич). - Но как во всём объёме государства напуганное правительство (и Плеве) сорвало замысел Зубатова, так и с "независимцами": Шаевич в 1903 был арестован, на малый срок, - а тут принеслись вести о кишинёвском погроме, и у "независимцев" опустились руки112.

Тем временем "Бунд получал помощь от заграничных групп" - сперва из Швейцарии, затем из Парижа, Лондона, из Америки, где "группы содействия... достигли довольно значительных размеров". Возникли "клубы, землячества и общества для оказания помощи деятельности Бунда в России. Помощь эта была, главным образом, денежная"113.

С 1901 Бунд отказался от "экономического террора" (нападения и избиения хозяев, фабричной администрации), ибо он "затемняет социал-демократическое сознание рабочих", уж будто стал и против участия в терроре политическом114. Однако в 1902 бундовец сапожник Гйрш Лек-керт стрелял в виленского губернатора и за то был повешен. Стрелял и несовершеннолетний бундовец Мендель Дейч, чей "выстрел означал уже апогей движения еврейских масс"11В. - И Бунд заколебался, не перейти ли снова к террору. Летом 1902 его бердичевская конференция приняла резолюцию об "организованной мести". Но пошла в Бунде дискуссия - и через год съезд Бунда формально отменил

112 НЛ.Бухбиндер. Независимая еврейская рабочая партия // Красная летопись: Исторический журнал. Пг.: ГИЗ, 1922, №2-3,0.208-241.

113 ЕЭ, т. 5, с. 101; КЕЭ, т. 1, с. 559-560.

114 ЕЭ.Т.5.С.96.

118 Диманштейн// "1905", т. 3, вып. 1, с. 149-150.

249

то решение конференции чв. - По словам Ленина, в 19031 Бунд испытал "террористические] увлечени[я], которы" | миновали" *17. |

Общий в воздухе дух к террору, уже не раз явленному в | России, нарастающая привычка молодых людей иметь ев | запасе" оружие, да при доступности оружия, особенно чет| рез контрабанду, - не могли у революционной молодёжи! черты оседлости не родить мысли: создавать свои боевые! отряды. ,^|

А между тем у Бунда возникали деятельные и опасные! соперники. По историческому ли совпадению, или потому" | что как раз назрела пора возрождаться и еврейскому нацич| ональному самосознанию, - в 1897, году создания Бунда<| даже за месяц до Бунда, состоялся и первый Всемирный! конгресс сионизма. И вот, в начале 900-х годов молодые еву| реи прокладывали "путь общественного служения... на пе^| рекрестке между "Искрой" и "Бнэй Мошэ" ("Сыновья Мои-| сея"]... одни повернули направо, другие подались нале-Д во"118. - "В программах всех наших (еврейских] партийных! группировок, возникших в 1904-1906 гг., национальны^! момент занимал подобающее место""9. Мы уже видели"! что этого не избежал и социалистический Бунд - и теперм оставалось ему тем резче осуждать: что сионизм воспламед! няет национальное чувство и тем препятствует развитию"! классового самосознания.|

Правда, "численность сионистских кружков молодёжй| подавлялась числом молодых людей, примыкающих к сод! циалистическим революционным партиям" "о. (Хотя бывали и обратные примеры: издатель венской социалистиу.1 ческой еврейской "Правды" Г. Гуревич целиком перешёл н^| деятельность по переселению евреев в Палестину.) Образовавшийся разрыв между сионизмом и бундизмом динамически стал заполняться новой, новой и ещё новой партиями, - Поалей-Цион, Цеирей-Цион, "сионисты-социали'|

116 ЕЭ*. т. 5, с. 97.

117 Ленин, 4-е изд., т. 6, с. 288.

118 И. Бен-Цви. Из истории рабочего сионизма в России / / КРЕ -1. с.274.

119 С.М.Гинзбург. О русско-еврейской интеллигенции // [Сб.] Еврейский мир: Ежегодник на 1939 г. Париж: Объединение русско-еврейской интеллигенции, с. 39.

120 Слиозберг, т. 3, с. 133.

250

сты", "серповцы" ("сеймовцы"), - каждая из которых ещё до-новому сочетала в себе сионизм и социализм.

Между столь тесно расставленными партиями понятным образом возникла напряжённая борьба, и это не облегчало задачу Бунда. Не облегчалась она и усилившейся в те годы эмиграцией евреев из России: зачем же эмигрировать? в чём тут смысл? ведь еврейский пролетариат должен биться бок о бок с рабочим классом всех стран - за социализм, это автоматически решит еврейский вопрос повсюду!

Евреям нередко ставилось в упрёк, что на протяжении истории из них непропорционально многие были ростовщиками, банкирами, торговцами. Да, евреи были передовым отрядом, создавшим мир капитала (и преимущественно в его финансовых формах). Об этом ярко и убедительно писал выдающийся политэконом Вернер Зомбарт. В первые годы революции евреям это публично ставилось в заслугу - ведь то была неизбежная формация, на пути к социализму. И Крыленко в одной из судебных речей 1919 нашёл место сказать, что "еврейский народ ещё в Средние века выделил группу носителей нового влияния капитала... ускорявших... естественное разрушение" экономических форм Средневековья121. Да, несомненно: системы капиталистическая в экономике, в торговле и демократическая в политическом устройстве многим обязаны созидательному вкладу евреев, и они же для расцвета еврейской жизни - наиболее благоприятны.

Но, по непостижимой исторической загадке, евреи послужили совсем не только им.

Вот, В.С.Мандель напоминает нам: если обратиться к Библии, то "оказывается, что самая монархия... выдумана никем иным, как евреями, от которых эту идею и унаследовал христианский мир. Монарх не избирается народом, он назначается самим Господом Богом... Отсюда ведёт своё происхождение принятый преемственно и христианскими народами обряд коронования и помазания царя"122. (По-

121 Н.В.Крыленко. За пятьлет. 1918-1922 г.г.: Обвинительные речи по наиболее крупным процессам, заслушанным в Московском и Верховном Революционных Трибуналах. М.; Пд.: ГИЗ, 1923, с.353.

122 МанЭель // РиЕ, с. 177.

251

править можно, что фараоны были и того ранее, и тоасе как выразители воли божественной.) - А бывший активный российский революционер А. Вальт-Лесин вспоминает: "Евреи революционному движению не придавали особенного значения. Они связывали все свои лучшие надежды с ходатайством в Петербурге, даже со взятками в министерствах, а не с победой революции"123. Впрочем, у нетерпеливой еврейской молодёжи такие ходатаи во влиятельных сферах получили. - по традиции из Средних Веков, но презрительную для революционеров, - кличку "штадлан". Как раз Г. Б. Слиозберг, много десятилетий проработавший в системе Сената и министерства внутренних дел и терпеливо улаживавший сотни частных еврейских проблем, считал такой путь перспективно правильным для евреев и с обидой отзывается на это молодое нетерпение.

Да, евреям как будто ну никак не разумно было связываться с революционным движением, погубившим нормальную жизнь в России, а с нею ведь и жизнь российских евреев. Однако: и в разрушении монархии, и в разрушении буржуазного порядка, как и в утверждении его перед тем. евреи также послужили передовым отрядом. Такова - прирождённая мобильность еврейского характера, и его опере-жающая повышенная чуткость к общественным течениям, к прбступу будущего.

Но в истории человечества не раз бывало, что из самых естественных порывов людей - потом вдруг да вырастали неестественные чудовища.

123 А.Лесин. Эпизоды из моей жизни // ЕМ-2, с. 388.

       далее       назад       начало главы       оглавление        В .txt

Текст не вычитан, не выверен, ссылки не указаны.

"Двести лет вместе" за двести рублей
Разве этого мало?
А может побольше?

e-mail: trad@mail.ru